Содержание российских печатных СМИ в 1917–1922 как фактор формирования новой политической культуры

  • Филатова О.Г.
  • Тарасова А.А.
Ключевые слова: печатные СМИ, политическая культура, контент-анализ, коммуникативные приемы, манипулятивные методы

Аннотация

Представлены выводы о коммуникативных приемах и методах формирования новой политической культуры в период с 1917 по 1922 г., основанные на контент-анализе российских печатных периодических изданий этого периода. Анализ печатных СМИ обоснован ростом грамотности населения России к 1917 г. Для контент-анализа были выбраны три ежедневные газеты пробольшевистской направленности: «Петроградская Правда» (Петроград), «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов» (Петроград), «Власть труда» (Иркутск). Анализировались заголовки статей указанных изданий за исключением полос для объявлений и рекламных блоков. Учитывались как количественные показатели, так и эмоциональный контекст публикаций. В качестве дополнительного источника знаний о методах формирования политической культуры в период 1917–1922 гг. использовался также вторичный анализ данных. Выявлено, что для достижения цели формирования качественно новой и кардинальной отличной от предыдущей политической культуры правительство Советской России нередко прибегало к методам манипулирования, большинство из которых нельзя назвать легальными и этичными. Однако некоторые инструменты и подходы, используемые как пробольшевистскими, так и оппозиционными изданиями, актуальны и в настоящее время.

Опубликован
2018-09-20
Как цитировать
Филатова О.Г., & Тарасова А.А. (2018). Содержание российских печатных СМИ в 1917–1922 как фактор формирования новой политической культуры. ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 21(3), 222–244. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/167