Когнитивный капитализм и новая педагогика: марксистская транскрипция «общества знания»

  • Олег Николаевич Ноговицин Социологический институт РАН — филиал Федеральногонаучно-исследовательского социологического центра Российской академии наук,Санкт-Петербург, Россия; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: общество знания, информационное общество, когнитивный капитализм, новая педагогика, новый гуманизм, марксистская политэкономия, живой труд, мертвый труд

Аннотация

: Современная мировая система социально-экономических отношений рассматривается сквозь призму идеи «общества знания» и позиционируется в качестве социальной модели, строящейся на основе перманентного производства нового, принимающего форму информационных технологий знания, непрерывной верификации способов его производства и внедрения во все сферы жизни общества. Этот идеологически нейтральный образ современного общества, как и его оперативное определение в сфере образования посредством концепта «новой педагогики», подвергается критическому рассмотрению в теоретической модели «когнитивного капитализма», опирающейся на потенциал марксистской теории экономики и исторического процесса. В ходе исследования выделяется основное противоречие, определяющее динамику развития «общества знания» и состоящее в несовместимости сущностной открытости процессов производства любого нового знания (живое знание, современный вариант концептуализации «живого труда» Маркса), на котором основана экономика «общества знания», и его формализованного посредством юридических процедур патентования и лицензирования суррогата, позволяющего придать ему качество редкости и превратить в базовую форму капитала (мертвое знание, «мертвый труд» классической марксистской теории). Базовый конфликт, характеризующий «общество знания», в рамках неолиберальной модели управления обществом и экономикой предполагается разрешить посредством реализации программ обеспечения комплексного и справедливого (равноправного) качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, в чем и состоит концепт «новой педагогики». Однако такое решение само является условием социального конструирования этого конфликта, поскольку программа «новой педагогики» предполагает капитализацию живого знания в форме «человеческого капитала» и служит как созданию механизмов его производства, так и распределению доступа к самой возможности приобретения и капитализации человеком необходимых для успешной самореализации на экономическом рынке навыков и компетенций.

Литература

Бек У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну. М.: ПрогрессТрадиция.

Беккер Г. (2003) Человеческий капитал. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ.

Бурдье П. (2016) О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС.

Горц А. (2007) Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. Логос, 4(61): 5–63.

Горц А. (2008) Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний. Логос, 1(64): 3–31.

Грановеттер М. (2004) Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности. Радаев В.В. (сост.) Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН: 131–158.

Корсани А. (2007) Капитализм, биотехнонаука и неолиберализм. Информация к размышлению об отношениях между капиталом, знанием и жизнью в когнитивном капитализме. Логос, 4(61): 123–143.

Марацци К. (2007) Тело-машина и его амортизация. Логос, 4(61): 114–122.

Маркс К. (1958) Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов).

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 50-ти т. Т. 50. М.: Политиздат: 709–738.

Маркс К. (1987) Капитал. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. в 9-ти т. Т. 7. М.: Политиздат.

Муромцева А.К. (2014) Высшее образование в условиях становления экономики знаний: императивные изменения. Вестник Кузбасского государственного технического университета, 5(105): 162–169.

Мэннинг Н., Парисон Н. (2003) Реформа государственного управления. Международный опыт. М.: Весь Мир.

Фуко М. (2010) Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. СПб.: Наука.

Фуко М. (2011) Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 учебном году. СПб.: Наука.

Bokova I. (2010) Un nouvel humanisme pour le XXIe siècle. Discours prononcé par la Directrice générale de l’UNESCO à Milan (Italie), le 7 septembre 2010. Imprimé par l’UNESCO.

Corsani A. (dir.) (2000) Nouvelle économie politique. Multitudes, 2.

Corsani A., Dieuaide P., Moulier Boutang Y., Paulré B., Vercellone C. (2001) Le capitalisme cognitif comme sortie de la crise du capitalisme industriel: un programme de recherché. P.: Actes du Forum de la Régulation.

Corsani A., Moulier Boutang Y., Lazzarato M. (2004) Capitalismo Cognitivo, proprietad intelectual y creacion colectiva. Madrid: Traficantes de Sueños.

Lazzarato M. (2004) Les révolutions du capitalism. P.: Les Еmpêcheurs de penser en rond.

Marazzi Ch. (1997) La place des chaussettes, le Tournant linguistique de l’économie et des conséquences politiques. P.: l’Éclat.

Moulier-Boutang Y. (ed.) (2002) L’età del capitalismo cognitive. Verona: Ombre Corte.

UNDP (2002) Governance for Sustainable Human Development. A UNDP Policy Document. New York: United Nations Development Program.

Vercellone C. (ed.) (2006) Conoscenza e finanza nell’epoca postfordista. Roma: Manifestolibri.

Beck U. (2000) Obshchestvo riska. Na puti k drugomu modernu [Risk Society: Towards a New Modernity]. Moscow: Progress-Traditsiya (in Russian).

Becker G. (2003) Chelovecheskii kapital [Human Capital]. Moscow: Izd. GU-HSE (in Russian).

Bourdieu P. (2016) O gosudarstve. Kurs lektsiy v Kollezh de Frans (1989–1992) [About the state. Lecture course at the College de France (1989–1992)]. Moscow: Izdatel’skiidom “Delo” RANEPA (in Russian).

Bokova I. (2010) Un nouvel humanisme pour le XXIe siècle. Discours prononcé par la Directrice générale de l’UNESCO à Milan (Italie), le 7 septembre 2010. Imprimé par l’UNESCO.

Corsani A. (dir.) (2000) Nouvelle économie politique. Multitudes, 2.

Corsani A., Dieuaide P., Moulier Boutang Y., Paulré B., Vercellone C. (2001) Le capitalisme cognitif comme sortie de la crise du capitalisme industriel: un programme de recherché. Paris: Actes du Forum de la Régulation.

Corsani A., Moulier Boutang Y., Lazzarato M. (2004) Capitalismo Cognitivo, proprietad intelectual y creacion colectiva. Madrid: Traficantes de Sueños.

Corsani A. (2007) Kapitalizm, biotekhnonauka i neoliberalizm. Informatsiya k razmyshleniyu ob otnosheniyakh mezhdu kapitalom, znaniem i zhizn’yu v kognitivnom kapitalizme [Capitalism, science of biotechnics and neoliberalism. Information for reflection on the relationship between the capital, knowledge and life within the cognitive capitalism]. Logos, 4(61): 123–143 (in Russian).

Foucault M. (2010) Rozhdenie biopolitiki. Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1978–1979 uchebnom godu [The Birth of Bio-Politics. Lectures at the Collège de France, 1978–1979]. St. Petersburg: Nauka (in Russian).

Foucault M. (2011) Bezopasnost’, territoriya, naselenie. Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1977–1978 uchebnom godu [Security, Territory, Population. Lectures at the Collège de France, 1977–1978]. St. Petersburg: Nauka (in Russian).

Gorz A. (2007) Znanie, stoimost’ i kapital. K kritike ekonomiki znanii [The Immaterial: Knowledge, Value and Capital]. Logos, 4(61): 5–63 (in Russian).

Gorz A. (2008) Znanie, stoimost’ i kapital. K kritike ekonomiki znanii [The Immaterial: Knowledge, Value and Capital]. Logos, 1(64): 3–31 (in Russian).

Granovetter M. (2004) Ekonomicheskoye deystviye i sotsial'naya struktura: problema ukorenennosti [Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness]. In: Radaev V.V. (coll.) Zapadnaya ekonomicheskaya sotsiologiya. Khrestomatiya sovremennoi klassiki [Western economic sociology. Anthology of modern classics]. Moscow: ROSSPEN: 131–158 (in Russian).

Lazzarato M. (2004) Les révolutions du capitalism. Paris: Les Еmpêcheurs de penser en rond.

Manning N., Parison N. (2003) Reforma gosudarstvennogo upravleniya. Mezhdunarodnyi opyt [International Public Administration Reform]. Moscow: Izd. “Ves’ Mir” (in Russian).

Marazzi Ch. (1997) La place des chaussettes, le Tournant linguistique de l’économie et des conséquences politiques. Paris: l’Éclat.

Marazzi Ch. (2007) Telo-mashina i ego amortizatsiya [The depreciation of the bodymachine]. Logos, 4(61): 114–122 (in Russian).

Marx K. (1958) Vvedeniye (Iz ekonomicheskikh rukopisey 1857–1858 godov) [Introduction (From economic manuscripts of 1857–1858)]. In: Marx K., Engels F. Soch. v 50-ti t. [Works in 50 vol.], vol. 50. Moscow: Politizdat: 709–738 (in Russian).

Marx K. (1987) Kapital. Kritika politicheskoy ekonomii [Capital: A Critique of Political Economy]. In: Marx K., Engels F. Izbr. soch. v 9-ti t. [Selected Works in 9 vol.], vol. 7. Moscow: Politizdat (in Russian).

Moulier-Boutang Y. (ed.) (2002) L’età del capitalismo cognitive. Verona: Ombre Corte.

Muromtseva A.K. (2014) Vysshee obrazovanie v usloviyakh stanovleniya ekonomiki znanii: imperativnye izmeneniya [Higher education in the conditions of formation of the knowledge economics: imperative modifications]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Vestnik of Kuzbass State Technical University], 5(105): 162–169 (in Russian).

UNDP (2002) Governance for Sustainable Human Development. A UNDP Policy Document. New York: United Nations Development Program. Vercellone C. (ed.) (2006) Conoscenza e finanza nell’epoca postfordista. Roma: Manifestolibri.

Опубликован
2018-12-19
Как цитировать
Ноговицин, О. Н. (2018). Когнитивный капитализм и новая педагогика: марксистская транскрипция «общества знания». ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, 21(5), 183-208. извлечено от http://jourssa.ru/jourssa/article/view/2447