Религиозно-мифологические аспекты национального сознания (на материале Республики Алтай)

Научная статья
  • Алексей Валерьевич Малинов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия; Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия a.v.malinov@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1252-9193
    Elibrary Author_id 138138
    SPIN 8017-347
    ResearchID N-1040-2013
Для цитирования
Малинов А.В.(2025) Религиозно-мифологические аспекты национального сознания (на материале Республики Алтай). Журнал социологии и социальной антропологии, 28(1): 208–231. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.9. EDN: CPRPKE

Аннотация

Рассматриваются процессы, происходящие в религиозной жизни алтайцев — титульного этноса Республики Алтай. Отмечается, что идет активный процесс формирования национальной формы религии, получившей название бурханизма, или белой веры, среди последователей которого борются за доминирование две версии. Первая из них рассматривает бурханизм в качестве регионального варианта буддизма, вторая — воспринимает бурханизм в качестве самобытной «алтайской веры». Возникнув в начале XX в., бурханизм сыграл определяющую роль в становлении алтайского этноса, став ключевым фактором национального самосознания и национальной идентичности. Благодаря бурханизму алтайцы (южные алтайцы, или алтай кижи) начали противопоставлять себя другим автохтонным народам, населяющим территорию горного региона. Бурханизм стал маркером отделения своего от чужого и первой манифестацией молодого этноса. В современном алтайском обществе идет процесс выработки общего пантеона, догматики и обрядовых практик бурханизма. Национальная, прежде всего городская, интеллигенция предлагает различные варианты осмысления бурханизма и кодификации его вероучительных положений. Бурханизм по-прежнему остается одной из главных основ национальной идентичности алтайцев, хотя его обоснование, предлагаемое местной интеллигенцией, принимает мифологические формы, называемые «алтайской философией». Указывается, что современный этап национального сознания алтайцев можно назвать этнософским, поскольку оно опирается на мифологические модели, распространяемые и поддерживаемые национальной интеллигенцией. Бурханизм и практики его мифологического обоснования сохраняют конфликтный потенциал, приводят к дальнейшей этнической дифференциации уже внутри самого алтайского этноса. В зависимости от того, какая версия бурханизма станет приоритетной, зависит и будущее самого народа: либо включение в контекст одной из мировых цивилизаций, либо изоляционизм и конфликтное существование.
Ключевые слова:
национальная идентичность, национальное сознание, бурханизм, Алтай, этничность, этнософия

Биография автора

Алексей Валерьевич Малинов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия; Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
доктор философских наук, профессор кафедры философии; ведущий научный сотрудник, сектор истории российской социологии

Литература

Алексеев-Апраксин А.М. (2023) Эволюция бурханизма в Горном Алтае. Общество. Среда. Развитие, 3 (68): 34–39.

Алексеев-Апраксин А.М. (2023) Этнософия. Международный журнал исследований культуры, 1: 6–18. https://doi.org/10.52173/2079-1100.

Артамошкина Л.Е., Киршин В.А. (2023) Образ в культуре: Серебряный век как «место памяти». Философский полилог, 1: 157–174. https://doi.org/10.31119/phlog.2023.1.198.

Аткунова Д.А. (2023) Обрядово-праздничная деятельность в социокультурных практиках российского региона (На примере традиционного праздника Jылгайак). Международный журнал исследований культуры, 1(50): 56–66. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2023_1_56.

Аткунова Д.А. (2022) Этнографический туризм: опыт развития на примере коренных малочисленных народов Северного Алтая. Этнокультурное наследие народов Алтая. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск: НИИ Алтаистики им. С.С. Суразакова: 166–179.

Бочаров А.Б., Володин А.В. (2023) «Диалектика мифа» А. Ф. Лосева как теоретическая база в подходе к этнософии. Международный журнал исследований культуры, 1: 19–32. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2023_1_19 (in Russian).

Зимин О.И. (2015) Влияние религиозного мифотворчества на монгольскую этническую идентичность. Автореферат дис. … канд. филос. наук. Чита, 2015 (in Russian).

Клешев В.А. (2011) Народная религия алтайцев: вчера, сегодня. Горно-Алтайск: ИП Высоцкая Г.Г.

Косьмин В.К. (2024) Бурханизм — Ак Дьан: к вопросу о традициях. Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Труды VI Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Н.К. Рериха и 100-летию экспедиции. Новосибирск: СО РАН: 136–142.

Курчаков Р.С. (2003) Предисловие редактора. Шодоев Н.А., Курчаков Р.С. Алтайский билик — древние корни народной мудрости России. Казань: Центр инновационных технологий: 4–21.

Кушнерик Р.А. (2024) Основные периоды адаптации буддийской культуры на территории Горного Алтая. Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Труды VI Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Н.К. Рериха и 100-летию экспедиции. Новосибирск: СО РАН: 142–148.

Мамыев Д.И. (2003) Духовная экология и культура в XXI веке. Шодоев, Н.А., Курчаков, Р.С. Алтайский билик — древние корни народной мудрости России. Казань: Центр инновационных технологий: 93–105.

Муйтуева В.А. (2004) Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск: ИП Высоцкая Г.Г.

Ойноткинова Н.Р. (2021) Цветообозначения в мифологическом дискурсе алтайцев. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, 1: 47–63.

Ойношев В.П. (2008) Система мифологических символов в алтайском героическом эпосе. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография.

Тадина Н.А. (2013) Два взгляда на бурханизм и алтай-кижи. Журнал социологии и социальной антропологии, 4: 159–166.

Тадина Н.А. (2020) Современный бурханизм через историю в ритуальной жизни алтайцев. Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология, 31: 31–40. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2020.31.31.

Хвастунова Ю.В. (2019) Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере группы Алтай Jан Ак Jан в Республике Алтай. Народы и религии Евразии, 1 (18): 104–112.

Шерстова Л.И. (2013) Бурханизм и проблема новых идентичностей народов Горного Алтая. Народы и религии Евразии, 6: 243–250.

Шодоев Н. (2009) Основы алтайской философии. Бийск: тип. «ИП Кудрин Е.И.».

Шодоев Н.А., Курчаков Р.С. (2003) Алтайский билик — древние корни народной мудрости России. Казань: Центр инновационных технологий.

Шеброва С.Я. (2023) Григорий Гуркин: национальные образы мира. СПб.: Интерсоцис.

Щеброва С.Я. (2024) Областничество в судьбе Григория Гуркина. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 1: 75–88. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.105.

Юданов А.В. (2008) Сакральный Каан-Алтай-Шамбала. Культура и традиции коренных народов Северного Алтая / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во СПбГУ: 371–391.

Янутш О.А. (2023) Персонализация историко-культурного опыта как базовый механизм конструирования национальной идентичности (на примере Республики Алтай). Общество. Среда. Развитие, 3: 123–129. https://doi.org/10.53115/19975996_2023_03_123-129.

Янутш О.А. (2022) Этнософия: 100 лет в поисках себя. Общество. Среда. Развитие, 4: 11–14.
Статья

Поступила: 11.11.2024

Опубликована: 25.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

ACM
[1]
Малинов, А.В. 2025. Религиозно-мифологические аспекты национального сознания (на материале Республики Алтай). Журнал социологии и социальной антропологии. 28, 1 (мар. 2025), 208–231. DOI:https://doi.org/10.31119/jssa.2025.28.1.9.